Марк Наумович Бернес (настоящая фамилия Нейман; 25 сентября (8 октября) 1911, Нежин Черниговской губернии — 16 августа 1969 , Москва) — советский актёр кино и исполнитель песен, Народный артист РСФСР (1965). Один из наиболее известных артистов советской эстрады, выдающийся русский шансонье. Во многом благодаря Бернесу сложился золотой фонд отечественной песенной классики.



Биография

Марк Наумович Бернес родился в городе Нежин (ныне райцентр в Черниговской области Украины) в семье служащего артели утильсырья. Позже семья переехала в Харьков. Взяв себе псевдоним «Бернес», в 17 лет Марк ушёл из дома, надеясь найти актёрскую работу. Поступил в харьковский музыкальный театр «Муссури» Н. Н. Синельникова. В 1929 году окончил театральные курсы в Харькове и приехал в Москву. В 1929 году в Москве, работал статистом нескольких театров, в том числе в Малом и Большом. В 1930—1933 в Московском драматическом театре играл небольшие роли, впоследствии считал своим учителем артиста Николая Радина. С 1935 года Марк Бернес снимался в кино. После эпизодических ролей («Заключённые», 1936 и «Шахтёры», 1937), последовали заметные роли в фильмах: «Человек с ружьём» (1938), «Истребители» (1939), «Большая жизнь» (1939). Игра актёра отличалась обоянием и мягким юмором. Большую известность Марку Бернесу принесли роли в кинокартинах, посвященных Великой Отечественной войне. Особую популярность приобрёл после исполнения роли Аркадия Дзюбина в фильме «Два бойца», где с поразительной задушевностью и простотой спел песню «Тёмная ночь» (муз. Н. Богословского на сл. В. Агатова), а также стилизованную «под одесские песни» «Шаланды». Песни Богословского из названных фильмов («Любимый город», «Спят курганы тёмные», «Шаланды», знаменитая «Тёмная ночь») в исполнении Бернеса были записаны на пластинки, зазвучали по радио. В 50—60-е годы создал сложные характеры людей с нелегкой судьбой. Такие как Умар Магомет («Далеко от Москвы»); Чубук («Школа мужества»); Радионов («Они были первыми»).


После фильма «Два бойца» продолжал сотрудничать с Никитой Богословским и записал ещё несколько его песен («Письмо в Москву», «Огонёк»). Первый публичный концерт Марка Бернеса состоялся в Свердловске в Доме офицеров 30 декабря 1943 года, после чего последовало концертное турне по Уралу. В Москве начал выступать с конца 40-х гг., сначала на вечерах в Домах творческой интеллигенции. По радио в «Клубе веселых артистов» от лица своего персонажа, шофера Минутки («Великий перелом», 1945) исполнял «Песенку фронтового шофёра» («Путь-дорожка фронтовая») Б. Мокроусова, «В жизни так случается» В. Соловьева-Седого и др. Не оставляя кино (снялся в 38 фильмах, последний — в 1967), все больше внимания Марк Бернес уделял эстраде, которая давала ему широкий простор для реализации собственных замыслов. Стал принимать активное участие в создании репертуара. Предъявлял высокие требования и к музыке и к стихам. Долго и придирчиво работал: из 79-и песен репертуара Марка Бернеса более 40-а создано по его заказу или с прямым участием, они становились его «авторскими» песнями.

17 сентября 1958 г. одновременно две центральные газеты дали старт хорошо организованной травле Бернеса. В «Правде» Георгий Свиридов в статье «Искоренять пошлость в музыке» подверг артиста несправедливым и тенденциозным нападкам. В «Комсомольской правде» в фельетоне А. Суконцева и И. Шатуновского «Звезда на „Волге“» в максимально мрачных тонах описывалось рядовое нарушение Бернесом правил дорожного движения, поданное как факт «поведения, недостойного советского артиста» . Следствием этих и нескольких последующих статей стало фактическое отлучение Бернеса от съёмок и записей на радио и пластинки. Но с 1960 г. голос Бернеса снова зазвучал по радио (заглавная песня популярнейшей воскресной передачи «С добрым утром!» (О. Фельцман, ст. О. Фадеевой).

В 1960 г. на стадионе в Лужниках в программе Московского мюзик-холла Бернес впервые исполнил песню «Враги сожгли родную хату» М. Блантера, ст. М. Исаковского. Написанная за 15 лет до того, в 1945, и лишь однажды прозвучавшая тогда по радио (в исполнении В. Нечаева), она обрела в лице Бернеса исполнителя, раскрывшего весь трагизм произведения, и стала одной из лучших песен его репертуара.

В 1961 г. режиссёр Павел Арманд первым нарушил и запрет на приглашения Бернеса в кино, сняв его в небольшой роли в своём фильме «Чёртова дюжина».

В последующие годы Бернес снова успешно работает, гастролирует в Польше, Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, где получает многочисленные восторженные оценки в прессе. Выступает на английском телевидении. В его репертуаре появляются песни «Москвичи» (А. Эшпай — Е. Винокуров), «Если бы парни всей земли» (В. Соловьёв-Седой — Е. Долматовский), «Я люблю тебя, жизнь» (Э. Колмановский — К. Ваншенкин), «Хотят ли русские войны» (Э. Колмановский — Е. Евтушенко), «Я спешу, извините меня» (Я. Френкель — К. Ваншенкин) и др. В 4-серийном фильме «Щит и меч» (1968) за кадром в исполнении Бернеса прозвучала песня «С чего начинается Родина» (В. Баснер — М. Матусовский). 8 июля 1969 г. артист с одного дубля записал знаменитых «Журавлей» Я. Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева.

Марк Бернес умер 16 августа 1969 года от рака лёгких. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На похоронах в записи в числе других его песен звучала песня «Журавли».

Первая жена Бернеса (с 1932 г.) Полина (Паола) Семёновна Линецкая, родившая ему дочь Наташу (р. 1953), умерла от рака (†1956). Вторая жена (с 1960 г.) Лилия Михайловна Бодрова (†2006), привела в семью своего сына Жана.


Признание и награды

Сталинская премия (1951), за фильм «Далеко от Москвы».
Народный артист РСФСР (1965)
Указ о присвоении звания Народного артиста СССР должен был быть подписан буквально через день после смерти Бернеса. Не судьба: посмертно почётные звания не присваиваются.
Марк Наумович был награждён орденами Знак Почета (за фильм «Человек с ружьём») и Красной Звезды (за фильм «Два бойца»), медалями.
В 1978 г. советский астроном Н. И. Черник назвал его именем одну из малых планет Солнечной системы — 3038 Bernes.
В 1996 г. на доме, где жил М. Бернес, установлена мемориальная доска.

Список статей Марка Бернеса

Эпизодическая роль. — «Искусство кино», 1953, № 6.
Будьте выразительны! — «Культурно-просветительская работа», 1956, № 11.
Образ простого человека. — «Советская культура», 14 мая 1957 г.
Не гнаться за дешёвой занимательностью. — «Смена», 1958, № 110.
Актёр у телефона. — «Советское кино», 18 января 1964 г.
И сокращаются большие расстоянья... (поёт Шарль Азнавур). — «Московская правда», 21 марта 1964 г.
Кадр за кадром. — «Искусство кино», 1964, № 8.
Тревожит гладкость их пути. — «Литературная газета», 1 октября 1964 г.
Парадоксы успеха (заметки актёра). — «Комсомольская правда», 2 апреля 1965 г.
О чём была бы песня. — «Дошкольное воспитание», 1965, № 11.
Сила песни. — «Известия», 28 сентября 1966 г.
О песне, которую все знают (памяти Павла Арманда). — «Советский экран», 1966, № 17.
Наш гость — Дин Рид (концерты американского певца). — «Вечерняя Москва», 8 октября 1966 г.
Редактору газеты «Телевидение». — «Телевидение», 2 февраля 1967 г.
Один из «Двух бойцов». — «Литературная газета», 18 октября 1967 г.
Они были первыми. — «Советский экран», 1968, № 20.
Лучший режиссёр — народ. — «Советское кино», 30 марта 1969 г.
Главное — неповторимость. — В кн.: Мастера эстрады советуют. М., 1967, с. 24-28.
Мой друг. — В кн.: Слово о Погодине. М., 1968, с. 95-98.
Если хочешь быть красивым (о тех, кто за кадром). — «Советское кино», 25 января 1969 г.
Игорь Савченко. — В кн.: Марк Бернес. Статьи. Воспоминания о М. Н. Бернесе. М., 1980, с. 64-65.
Правильная жизнь героя. — Под названием «Из раздумий последних лет» в кн.: Марк Бернес в воспоминаниях современников. Составление, предисловие и комментарии К. В. Шилова. — М., 2005, с. 414-418.
Солдаты Великой Отечественной. — В кн.: Марк Бернес в воспоминаниях современников. М., 2005, с. 112-127.
Из концертных выступлений. — В кн.: Марк Бернес в воспоминаниях современников. Составление, предисловие и комментарии К. В. Шилова. — М., 2005, с. 320-325.
«А что надо песне для счастья?..» — В кн.: Марк Бернес в воспоминаниях современников. Составление, предисловие и комментарии К. В. Шилова. — М., 2005, с. 409-414.



Поэты, композиторы, артисты эстрады и кино о Марке Бернесе

Поэт Константин Ваншенкин:

«Его репертуар безупречен. У него, как ни у кого, было развито чувство отбора. Я даже не верил, что это осуществимо, чтобы он спел мою песню».

Кинорежиссёр Роман Кармен:

«Я с Марком Бернесом познакомился, по-моему, в 1936 году, как раз незадолго перед тем, как я полетел в Испанию. Веснушчатый, застенчивый, с чудесной улыбкой, в которой обнажалась вся его душа… А потом началась война. Он был солдатом в душе… Ведь голоса у него большого не было. И он не голосом пел, он сердцем пел».

Поэт Булат Окуджава:

«По-настоящему он пришел с „Темной ночью“ на фронте. Это было такое юношеское воспоминание у меня, которое до сих пор очень сильно… Он был человеком определенного поколения. Война очень всколыхнула нас всех, и естественно, что он занимался военной тематикой. Но этим же не ограничивался круг его деятельности и интересов. И, может быть, в этом и прелесть его, что человек для него гораздо шире, чем просто воин, или просто строитель, или просто влюбленный… Как он иногда вынуждал поэта менять стихи. Не потому, что он брал на себя смелость с точностью решать литературные достоинства вещи, нет. Но он старался приблизить их к себе, и если это получалось, то получалась хорошая песня. В каждом стихотворении, в каждой песне должна быть судьба. А иначе все это пустой номер… Ну, Карузо, наверно лучше пел. Наверно. Ну что ж, у Карузо был свой репертуар, а у Бернеса свой».

Композитор Андрей Эшпай:

«Марк Бернес — артист, которому выпало большое счастье: в самое трудное время нашей Родины он стал для советских людей… частью жизни каждого, частью их горя и надежд. Своей правдивой интонацией он захватил нас и заставил каждого уйти в свой мир, взглянуть на него возвышенно…»

Композитор Эдуард Колмановский:

«Это был единственный из известных мне исполнителей, который работал и с поэтом, и с композитором. Он не писал стихов и музыки, но тем не менее был в высшей степени