Massive Attack — трио из Бристоля (Великобритания), образованное в 1988 году, пионеры музыкального стиля трип-хоп. Глубокий и утонченный электронный стиль группы представлен смесью джаза, хип-хопа, рока и соула.

1980-е

Группа Massive Attack была создана Грантом "Daddy G" Маршаллом, Робертом "3D" Дель Ная и Эндрю "Mushroom" Ваулзом на основе популярной в середине 80-х группы The Wild Bunch.

В 1988 году Massive Attack выпустили свой первый сингл «Any Love» (кавер-версия песни авторства Rufus & Chaka Khan), записанный совместно с музыкантом Кэрлтоном (Carlton). Позже эта композиция была перезаписана совместно с Тони Брайаном (Tony Bryan) и издана на следующем сингле «Daydreaming» в 1990 году. В записи новой версии сингла также приняли участие Шара Нелсон (Shara Nelson) и Эдриан Тоуз (Adrian Thaws), более известный под псевдонимом Tricky.

1990-е

В 1991 году вышел первый альбом Massive Attack «Blue Lines», продюсером которого выступил муж Нене Черри (Neneh Cherry) Кэмерон Маквей (Cameron McVey) под псевдонимом Booga Bear. «Blue Lines» стал одним из самых известных британских альбомов 90-х годов. Смешение американского хип-хопа, ямайского рэггей, добавление джазовых элементов плюс вокал Tricky, 3D, Шары Нелсон и Хораса Энди — звучание альбома было сложно втиснуть в рамки какого-то одного определенного музыкального жанра. Во время первой войны в Персидском заливе, по настоянию их записывающего лейбла, группа была вынуждена временно изменить название, исключив слово «Attack». По этой причине существуют два варианта оформления обложки первого альбома: один под именем группы «Massive Attack», второй под именем группы «Massive».

В 1994 году выходит второй альбом группы — «Protection». В музыке Massive Attack стало больше живых инструментов, меньше семплов. И без того неспешный темп стал ещё более медленным и тягучим. Именно в этот момент музыкальные критики для определения стиля бристольского саунда, представленного Massive Attack, Tricky и Portishead, запустили в оборот термин «трип-хоп».

1998 год ознаменовался выходом самого успешного альбома группы — «Mezzanine». Подчеркивая стремление группы в каждом новом альбоме уходить от звучания предыдущего, Massive Attack плавную мягкость «Protection» сменили на новый жесткий, тяжелый, насыщенный звук. Речитативы 3Д и Дэдди Джи стали принимать параноидально-депрессивный оттенок, оркестровые и клавишные партии Армстронга сменились на звук живых гитар и агрессивных синтезаторов. Вокал Хораса Энди перестал даже отдаленно напоминать о его принадлежности к рэггей-миру. Единственным проблеском тепла и нежности на диске стало появление Элизабет Фрэйзер (Elizabeth Fraser) из группы Cocteau Twins, которая исполнила голосовые партии в нескольких песнях, в том числе и знаменитой «Teardrop», которая стала одним из главных хитов группы и вошла во множество чиллаут-сборников. Сам же альбом вошел в 500 лучших музыкальных альбомов всех времен, по версии журнала Rolling Stone.

Однако поиск нового звучания привел к расколу внутри группы. Надоевшие друг другу музыканты ездили на запись в студию по отдельности, но даже такая мера не помогла сохранить коллектив. После окончания записи альбома группу покинул Эндрю Ваулз. Оставшиеся участники тоже на длительное время предпочли совместному творчеству сольные проекты: Роберт Дель Ная стал больше времени уделять изобразительному искусству (помимо музыки, он ещё художник и дизайнер), а Грант Маршалл стал как и прежде давать сольные диджей-сеты в клубах.

2000-е

В 2000 году 3Д и Нил Дэвидж вместе с коллективом Lupine Howl засели в студии для записи очередного альбома, однако за два года работы так и не смогли оформить ничего толкового. В результате, 3Д отправил в корзину около 120 часов материала и решил начать все сначала. Пригласив неизменного Хораса Энди и Шинейд О’Коннор, за очень короткий промежуток времени, Massive Attack записали и в начале 2003 года выпустили альбом «100th Window». На этот раз на альбоме вообще не было семплов, все треки писались вживую, при помощи обычных музыкальных инструментов и синтезаторов. Супермедленный темп и холодное звучание не отпугнули фанов. Несмотря на очередную смену курса в звуке и содержании музыки, альбом занял первое место в UK Chart. После записи альбома, Massive Attack с вновь присоединившимся Грантом Маршаллом отправились в мировое турне. Вокальные партии Лиз Фрэйзер и Шинейд О’Коннор в туре исполнила Дот Аллисон.

В 2004 году группа записала саундтрек к фильму Луи Летеррье и Люка Бессона «Дэнни Цепной Пес» («Danny the Dog»), а в 2005 году — ещё один саундтрек, к фильму «Парень Пуля» («Bullet Boy»).

Летом 2008 года группа начала выступать с песнями из нового альбома, которому дали рабочее название «Weather Underground». Женские вокальные партии в туре исполняли Стефани Доусен (Stephanie Dosen) и Йоланда Куэрти (Yolanda Quarty). Кроме того, Роберт Дель Ная и Нил Дэвидж написали несколько композиций для саундтреков к фильмам «Гоморра», «Битва в Сиэтле», «В тюрьме всю мою жизнь». Для последнего был записан совместный трек со Снуп Доггом — «What Up Man». А вот новый диск поклонники группы так и не дождались, хотя на концертах исполнялись 8 новых песен. Более того, в мае 2009 года Massive Attack опубликовали новый график гастролей на всю предстоящую осень. В прессе появилась информация, что новый альбом группа выпустит прямо во время концертного тура, однако официально это подтверждено не было.

2010-е

8 февраля 2010 года вышел альбом Heligoland

Нынешний состав
Роберт Дель Наха (Robert Del Naja) («3D»)
Грант Маршал (Grant Marshall) («Daddy G»)
Нейл Девидж (Neil Davidge)
Раньше в состав входили
Эндрю Вулвз (Andrew Volwes) («Mushroom»)


Альбомы
Студийные

1991 Blue Lines
1994 Protection
1998 Mezzanine
2003 100th Window
2010 Heligoland

Прочие

1995 No Protection (ремиксы)
2004 Danny the Dog OST (саундтрек)
2006 Collected (сборник)