Лайонел Ричи (Lionel Richie, полное имя Lionel Brockman Richie Jr., род. 20 июня 1949 г.) — американский поп-исполнитель, который наряду с Майклом Джексоном и Принсом царил на олимпе мировой поп-музыки в первой половине 1980-х годов. Все тринадцать синглов, выпущенных им в 1981-1987 гг., попали в лучшую десятку Billboard Hot 100, пять из них — на первое место. Лайонел Брокман Ричи младший (Lionel Brockman Richie, Jr.) родился 20 июня 1949 года на юго-востоке Соединенных Штатов - в Таскиджи, штат Алабама. Почти все его ближайшие родственники нескольких поколений работали в Институте Таскиджи, и детство Лайонела прошло в студенческом кампусе. В юности он заинтересовался саксофоном, и, уже будучи студентом колледжа, начал играть в местных соул-группах. В результате краха двух начинающих групп, Mystics и Jays, в 1967 году шестеро молодых людей, считавших себя музыкантами, объединились в новую команду, которую назвали Commodores. Ричи был принят в группу как саксофонист, а вскоре стал и основным вокалистом. Профессиональную подготовку из всех шестерых получил только барабанщик, поэтому, прежде чем добиться какого-то серьезного признания, участникам Commodores пришлось как следует освоить инструменты. Со временем группу хорошо узнали в разных уголках Алабамы, особенно в Таскиджи, Бирмингеме и Монтгомери. Несколько визитов в Нью-Йорк и выступления сначала в небольших клубах, а потом на все более крупных площадках, положили начало их довольно успешной карьере. Commodores суждено было стать очень популярной ритм-н-блюзовой командой и самым успешным приобретением лейбла Motown в 70-е годы.

Распределяя свое время между обязанностями саксофониста и лид-вокалиста, Лайонел Ричи начал пробовать свои силы и как композитор, причем оказался самым удачливым автором из всех своих коллег. Две его баллады, "Easy" и "Three Times a Lady", стали единственными хитами номер один за всю без малого сорокалетнюю историю Commodores. В 70-е годы дела коллектива шли в гору, отношения складывались доброжелательные и очень демократичные. Но с началом 80-х ситуация изменилась. Лайонел Ричи явно вырастал из коллективных штанишек и превращался во вполне зрелого и самостоятельного автора и исполнителя. В 1980 году он написал и спродюсировал для кантри-поп-певца Кенни Роджерса (Kenny Rogers) композицию "Lady", которая стала сокрушительным хитом. Через год в его активе появился еще один суперпопулярный хит "Endless Love", блестящий дуэт с Дайаной Росс (Diana Ross), записанный для фильма с тем же названием. В аналогах лейбла Motown не было сингла успешнее "Endless Love": он возглавлял американский поп-чарт девять недель подряд. Невольно перетянув на себя исключительное внимание СМИ, Лайонел Ричи вызвал недовольство своих коллег по команде. Трения в коллективе обострились, и в конце 1981 года музыкант почувствовал, что лучшим решением проблемы станет уход из группы.

Родной лейбл Motown не отказал ему в поддержке, и вскоре артист уже записывал свой сольный дебют. В музыкальных магазинах пластинка "Lionel Richie" появилась в конце 1982 года. Жалеть об уходе из Commodores певцу не пришлось. Его дебют добрался до третьей строки поп-чарта и четыре раза становился платиновым. Еще больше повезло первому сольному синглу дебютанта: "Truly" стремительно вышел в лидеры американского хит-парада. По его следам в первой пятерке хитов отметились еще три сингла. Слушатели и критики были в восторге как он самих композиций, так и от вокала Ричи. И лучшим тому подтвержденим стала его победа на церемонии Grammy в номинации "лучший мужской поп-вокал" (за трек "Truly"). Если диск "Lionel Richie" в одночасье превратил своего создателя в звезду, то следующий альбом "Can't Slow Down" (1983) сделал его суперзвездой. Эта пластинка дала старт еще пяти синглам, которые отметились в американском Тор 5, из них два - на первой строке ("All Night Long (All Night)" и "Hello"), что само по себе является большим достижением для одного альбома. "Can't Slow Down" возглавил рейтинг продаж, достиг 10-миллионного тиража да еще и выиграл Grammy как лучший альбом года. Это была во всех смыслах удачная подборка зажигательной, энергичной поп-музыки и самых душещипательных баллад, которые когда-либо приходилось петь Ричи. Вне конкуренции в этом отношении песня "Hello", которую сопровождал душераздирающий видеоклип о жизни слепой девушки.

За два года артист оказался на вершине мирового музыкального Олимпа и стал настолько популярной персоной в шоу-бизнесе, что получил приглашение выступить на церемонии закрытия Олимпийских Игр 1984 года, проходивших в Лос-Анджелесе. Грандиозное пафосное шоу транслировалось по всему миру.

Начиная с 1985 года Лайонел Ричи находит применение своей неуемной энергии и вне русла собственной карьеры. Вместе с Майклом Джексоном он выступает соавтором благотворительного сингла "We Are the World", изданного в рамках движения "США для Африки". Запись, сделанная коллективными усилиями мировых знаменитостей, помогла собрать несколько миллионов долларов, направленных на улучшение положения африканских женщин. А сам композитор и певец принял еще одну премию Grammy, врученную всему коллективу создателей за лучшую песню года - "We Are the World". Он же стал одним из очень немногих чернокожих артистов, поднявшихся на сцену знаменитого благотворительного шоу Live Aid, организованного Бобом Гелдофом.

В конце 85 года имя Лайонела Ричи снова красовалось на вершине поп-чарта с новым синглом "Say You, Say Me". Эту балладу он написал для фильма "White Nights", но песня не попала в окончательный вариант саундтрека. В это время заканчивалась работа над третьим альбомом, которая в силу ряда причин растянулась еще на полгода. Трек "White Nights" почти на год опередил издание лонг-плея "Dancing on the Ceiling" (1986). Три промо-сингла добрались только до Тор 10 США, а трек "Se La" стал первым сольным синглом артиста, успехи которого ограничились 20 строкой Billboard Hot 100. Прославленный исполнитель слезоточивых баллад, Лайонел Ричи начал потихоньку сдавать позиции, не в силах предложить слушателям чего-то сверхоригинального и возродить с новой силой интерес к своему творчеству. Повторить достижения своего предшественника альбому "Dancing on the Ceiling", конечно, было трудновато, но его четырехмиллионный тираж все равно подтверждал завидную популярность певца.

В 1987 году закончился почти десятилетний марафон царствования синглов Лайонела Ричи в хит-парадах. В конце концов после двадцати лет непрерывного стажа в музыкальном бизнесе можно было позволить себе передышку. Поначалу артист собирался просто немного отдохнуть, но вышло так, что его отсутствие в музиндустрии продлилось целых пять лет. Серьезные проблемы начались у Ричи в 1988 году: его жена была арестована за нападение на Лайонела, когда он развлекался со своей любовницей. История вызвала скандальную реакцию в прессе. Но неприятности на этом не кончились. В 1989 году на связках у Лайонела были обнаружены полипы, что требовало хирургического вмешательства. Несколько операций и длительный период лечения заняли три года.

Падение популярности

Несмотря на имевшийся в его репертуаре зажигательный танцевальный хит «All Night Long» (сопровождавшийся красочным видеоклипом), за Ричи прочно закрепилась репутация «чёрного Барри Манилова», исполняющего сентиментальные баллады на грани слащавости. К 1987 году, когда вышел третий альбом исполнителя, у музыкальных критиков (да и части публики) выработалась аллергия на подобную продукцию. В моду входили стадионный рок и техно, пианино вытеснялось из хит-парадов электрогитарами и синтезаторами. Ричи решил переждать этот период и объявил о перерыве в своей творческой деятельности.

Пауза затянулась, и только в 1996 году на полки музыкальных магазинов поступил новый альбом «Louder Than Words». К удивлению многих, диск был записан с учетом модных тенденций в стиле «нью джек свинг». Особого успеха он не имел (по крайней мере, в США), как и три последовавших за ним альбома. За время отсутствия Ричи в мире шоу-бизнеса появилось немалое количество чернокожих звезд, которые были не прочь поработать с кумиром своей юности. Однако даже их участие не могло спасти записи ветерана ритм-энд-блюза от коммерческого провала: к концу 1990-х эпоха сентиментальных баллад была в прошлом.

Наиболее успешным из альбомов позднего Ричи был «Coming Home», вышедший в 2006 году. Впрочем, некоторые наблюдатели склонны приписывать его относительный успех не столько обновлённому звучанию треков (отличие которых от предыдущих работ Ричи разительно), сколько появлению в видеоклипах гламурной дочери певца — Николь Ричи.