Дженет Джексон (англ. Janet Damita Jo Jackson род. 16 мая 1966 г.) - американская певица, автор песен, продюсер, танцовщица, актриса и поп икона. Обладательница пяти премий Грэмми, суммарный тираж её записей составляет более 100 миллионов копий.

Младшая из девяти детей в знаменитой семье Джексонов, неудивительно, что к сцене она была приучена еще с детства и уже в восьмилетнем возрасте выступала вместе с братьями. Начало сольной карьеры Дженет в более зрелом возрасте было логичным продолжением.

Но к середине 80-х результаты не были впечатляющими: вокальные данные – достаточно скромные по сравнению с голосами многих других черных певиц; два альбома, не ставшие успешными, хоть в их записи и принимали участие известные продюсеры (так, например, над вторым альбомом Dream Street работал Джорджио Мородер (Giorgio Moroder), автор культового саундтрека к фильму Flashdance, недолгий брак с Джеймсом ДеБарджем (James Debarge) из музыкальной семьи DeBarge, плюс небольшие роли в телесериалах Good Times, Diff’rent Strokes и Fame. Вот, собственно, и всё. В то время гораздо больше внимания уделялось не самой Дженет, а ее знаменитому брату. Юной певице предстояло немало поработать, чтобы стать известной не только как сестра Майкла Джексона, но и как самостоятельная личность.

В конце концов ей это удалось. Всё началось с того, что один из продюсеров, Джон МакКлейн (John McClain) посоветовал Дженет поработать с Джимми Джемом (Jimmy Jam) и Терри Льюисом (Terry Lewis) из Миннеаполиса. Эти два музыканта и продюсера были участниками фанк-команды The Time, продвигаемой Принcем (Prince) и пропагандирующей стиль, схожий с его творчеством. Отец певицы, Джозеф Джексон, при встрече так и заявил Джему и Льюису: «Я не хочу, чтобы моя дочь звучала как Принc». Хотя сама Дженет как раз тяготела к тому самому «сырому» фанку. В итоге именно этот стиль и был использован ей и продюсерами, заодно они привнесли в него собственную изюминку. В первую очередь Джем и Льюис дали Дженет свободу самовыражения – возможность уйти от навязываемой опеки отца и просто взрослых знакомых, полностью освободиться и поведать миру о том, чего она действительно хочет. Так и получился альбом Control. Диск взлетел на первое место в поп- и R&B-чартах Billboard, хиты What Have You Done for me Lately, Nasty, When I Think Of You, Control, Let’s Wait Awhile попали в первую пятерку. Помимо танцевальных ритмов и мелодики, Дженет покорила аудиторию блестящими хореографическими сценами в видеоклипах. Во время раскрутки альбома control к танцевальным постановкам приложила руку Пола Абдул (paula abdul), хореограф, впоследствии сделавшая карьеру певицы.

К 1989 году лейбл A&M уже торопил Дженет с выпуском следующего диска. Руководители ждали еще одного варианта Control, но получили нечто совсем другое. Альбом Rhythm Nation 1814 содержал не только танцевальные ритмы, но и глубокие тексты, повествующие о социальных проблемах. (О названии альбома Rhythm Nation 1814 стоит сказать отдельно. Цифры 1814 расшифровываются просто: R – 18-я буква латинского алфавита, N – 14-я. Параллельно с этим, 1814 был годом, когда был написан национальный гимн США The Star Spangled Banner и когда женщины получили право на образование выше восьми классов. Последний факт стал ключевым для Дженет в ее концепции альбома.) Сначала первым синглом планировали выпустить необременительную танцевальную композицию вроде escapade, но Дженет выбрала заглавный трек Rhythm Nation – и не ошиблась, хотя руководители лейбла смотрели на это скептически. Альбом стал по-настоящему революционным, а черно-белые клипы rhythm nation и miss you much с отточенной до блеска хореографией закрепили его феноменальный успех. Rhythm Nation 1814 стал первым альбомом в истории музыки, семь песен с которого занимали верхние позиции в чартах. Видеоклип Rhythm Nation принес певице первую награду «Грэмми». После выхода альбома певица отправилась в свое первое турне, позже признанное лучшим дебютом в истории музыки. Уже в 1990 году Дженет начинает менять имидж – она объясняет это нормальными переменами, связанными с возрастом. К тому времени ей исполнилось 24, это уже была женщина в расцвете лет, а не просто девочка-подросток, какой ее все привыкли видеть. Певица перестала носить одежду, полностью скрывающую тело, и полувоенную униформу, из-за которой ее часто сравнивали с Майклом. В клипе Love Will Never Do (Without You) она предстала перед зрителями в открытом топе.

Дальше – больше: в следующем альбоме, janet., вышедшем в 1993 году, больше внимания в текстах уделяется любви и сексу. Картину довершает скандальная обложка диска: Дженет обнажена до пояса, ее грудь прикрывают мужские руки. Звучание нового альбома меняется – оно подстраивается под мэйнстрим черной музыки 90-х, используются сэмплы из старых треков в стиле soul и funk, слышны отголоски популярного в то время подстиля new jack swing. Песня That’s The Way Love Goes (та самая, в клипе на которую «засветилась» Дженнифер Лопез), ставшая первым синглом, и сейчас считается одним из классических R&B-хитов. За нее Дженет получила «Грэмми» как за лучшую песню в стиле R&B. Хитами с этого альбома также стали композиции If, Again, You Want This и Any Time, Any Place. После выхода альбома janet. мисс Джексон была признана не только музыкальной звездой, но и бесспорным секс-символом.

В перерыве между релизами альбомов Дженет не сидит сложа руки. Помимо проведения еще одного турне, в 1995 году певица записывает вместе с братом Майклом хитовый сингл scream – песня вошла в его альбом HIStory. Футуристический видеоклип на эту песню, признанный самым дорогим в истории, принес обоим Джексонам очередную «Грэмми». В конце того же года вышел сборник хитов Дженет Design of a Decade с двумя новыми треками – Runaway и Twenty Foreplay.

Когда приходит время записывать новый диск, Дженет впадает в тяжелейшую депрессию, причина которой лишь одна – бремя славы. Запись альбома дается ей с трудом, она вынуждена регулярно делать перерывы, но в конце концов выдает новый материал – наиболее глубокий и личный. Альбом под названием Velvet Rope выходит в 1997 году и практически сразу получает восторженные отзывы критиков. Дженет снова экспериментирует со звучанием, добавляет элементы трип-хопа, эйсид-джаза и рока (последнему слушатели уже не удивляются, «утяжеленные» треки фигурируют в ее альбомах еще со времен Rhythm Nation 1814). Ее внешний вид еще раз претерпевает изменения: она красит волосы в красный цвет, увлекается пирсингом и позирует фотографам в нарядах с откровенным декольте. На вершины хит-парадов взбираются ее песни Got ‘Til It’s Gone (очередной лауреат «Грэмми» за лучшее видео) и неожиданно легкая и веселая together again, посвященная друзьям, умершим от СПИДа. Синглами также были выпущены I Get Lonely, Go Deep и Every Time.

Ближе к рубежу тысячелетий, опять же, в перерыве между записями альбомов, Дженет уделяет внимание «побочной» деятельности – записывает дуэты с Shaggy (Luv Me, Luv Me) и Busta Rhymes (What’s It Gonna Be), снимается в рекламе Pepsi с певцом Рики Мартином (Ricky Martin), а также возвращается к актерской карьере.
Помимо съемок в сериалах, на ее счету уже была главная роль в фильме 1993 года Poetic Justice, где Дженет играла в паре с Тупаком Шакуром (Tupac Shakur). В 2000 году на экраны выходит фильм «Чокнутый профессор-2» с Эдди Мэрфи (Eddie Murphy), продолжение хитовой комедии 1996 года; Дженет досталась роль невесты главного героя. Для этого фильма была записана песня Doesn’t Really Matter, которая достигла вершины Billbiard Hot 100 и позже вошла в следующий альбом Дженет – All For You.

Диск вышел 16 апреля 2001 года; за несколько недель до этого певица стала первой героиней телешоу MTV Icon. Заглавный сингл All For You поднялся на вершину Billboard Hot 100, где и оставался на протяжении 7 недель, а по итогам 2001 года занял третье место. Так же эта запись была удостоена «Грэмми» как лучший танцевальный трек, а сам альбом был признан трижды платиновым. В качестве синглов были так же выпущены Someone to Call My Lover и Son of a Gun (I Betcha Think This Song Is About You).

После этого в творческой деятельности певицы наступило относительное затишье, если не считать совместной работы с Beenie Man – Feel It Boy. Поэтому пресса начала акцентировать внимание на личной жизни Дженет. Через некоторое время после развода с режиссером и продюсером Рене Элизондо (Rene Elizondo), с которым они были тайно женаты с 1991 года, Дженет начала встречаться с Жерменом Дюпри (Jermaine Dupri) – этот факт шокировал прессу и поклонников скорее из-за внешности нового бойфренда. Низкорослый невзрачный Дюпри и красотка Джексон вместе смотрелись вызывающе.

Не заставил себя ждать и «долгоиграющий» скандал: в феврале 2004 года на концерте в честь кубка Superbowl певец Джастин Тимберлейк (Justin Timberlake) во время выступления с Дженет сдвинул вниз край ее выреза, при этом обнажилась правая грудь певицы с серебряной накладкой на соске. Это происшествие долго обыгрывали в прессе и считали этот инцидент запланированным, тем более, как раз в то время не за горами был выход нового альбома Дженет – Damita Jo. Как бы то ни было, по итогам продаж альбом стал платиновым и получил две номинации на премию «Грэмми» в категориях лучший современный R&B альбом и лучшее женское вокальное выступление в стиле R&B (за песню I Want You). В качестве синглов были выпущены песни Just a Little While, All Nite (Don’t Stop), I Want You.

В 2006 дискография Дженет пополнилась новым девятым студийным релизом 20 Years Old или 20 Y.O., название и звучание которого перекликаются с диском 1986 года Control. Имя для диска было выбрано неслучайно, во многом из-за возвращения моды на звучание 80-х, а так же потому, что в этом году исполнилось 20 лет с тех пор как вышел эпохальный в творчестве певицы альбом Control. Исполниельным продюсером пластинки стал Жермен Дюпри, годом ранее «вытянувший» Мэрайю Кэри (Mariah Carey) после двух не слишком удачных альбомов. Первым синглом стал трек Call On Me, записанный при участии Nelly и ставший шестнадцатым хитом Дженет, возглавившим Billboard Hot R&B/Hip-Hop чарт. Также в качестве синглов были изданы песни So Excited, With U и только на территории Японии Enjoy. В 2007 диск был номинирован на премию «Грэмми» в категории лучший