Далида (фр. Dalida, араб. داليدا‎‎; настоящее имя Иоланда Кристина Джильотти, итал. Yolanda Christina Gigliotti; 17 января 1933 — 3 мая 1987) — знаменитая французская певица и актриса итальянского происхождения, родившаяся и выросшая в Египте.

Иоланда Джильотти, будущая Далида, родилась в Каире в семье итальянских иммигрантов. Второй ребенок и единственная дочь, она растет, окруженная заботой двух братьев: старшего Орландо и младшего Бруно. Отец семейства, Пьетро Джильотти, по профессии музыкант – первая скрипка в оркестре Оперного театра Каира.

В возрасте около четырёх лет ей сделали операцию на глазах из-за инфекции, попавшей ей в глаза в возрасте 10 месяцев. В результате врачебной ошибки у неё появилось косоглазие, из-за которого она не могла находиться в темноте и спала при свете.

Подростком Иоланда готовится стать секретарем. Но жизнь берет свое: в 1951 году, втайне от семьи, она участвует в конкурсе красоты «Мисс Ундина», в котором заняла второе место. В 1953 году она делает вторую операцию на глазах, чтобы избавиться от косоглазия. А в 1954 году завоевывает титул “Мисс Египет” и получает приглашение на роли в нескольких фильмах, съемки которых проходят в Каире, кинематографической столице Ближнего Востока. Для работы в кино Иоланда берет псевдоним – Далила, в честь героини библейской притчи «Самсон и Далила».

На нее обращает внимание находящийся в Египте французский кинорежиссер. Начинающая актриса мечтает о Париже и 24 декабря 1954 года отправляется в столицу Франции. В семье ее отъезд вызывает двойственные чувства.

В Париже она сталкивается с первыми трудностями: французский кинематограф ее не ждет, а зарабатывать на жизнь как-то надо, к тому же она ещё не достаточно хорошо владела французским языком. Иоланда-Далила берет уроки пения и устраивается выступать в кабаре на Елисейских полях, а затем и в клубе Villa d’Este, где ее представляют как “восходящую звезду французской песни”. По совету друга она меняет одну букву в своем сценическом имени, и на свет появляется Далида.

Между тем Бруно Кокатрикс, недавно приобретший старый парижский кинотеатр Олимпия, организует в нем серию эстрадных представлений под названием “Звезды завтрашнего дня”. Выступления транслируются по радио Европа-1. В одном из таких концертов приглашают участвовать Иоланду-Далиду. Можно исполнить только одну песню, и она выбирает “Etrangere au Paradis”. Среди слушателей в зале присутствуют музыкальный редактор радио Европа-1 Люсьен Морис и владелец фирмы грамзаписи Эдди Баркле. Молодые люди ищут талантливого исполнителя, “открыв” которого они могли бы “раскрутить” каждый свое дело. Похоже, на эту роль может подойти Далида.

На фирме Эдди Баркле она записывает свою первую пластинку, “Madonna”. Однако в мире шоу-бизнеса ее имя впервые громко зазвучит чуть позже, под аккорды “Bambino”: новая песня будет иметь грандиозный успех.

В 1956 году Далида записала свой первый хит «Бамбино» (Bambino) и подписала свой первый контракт с фирмой «Барклай».

К 1957 году было продано 300 000 копий пластинок с песней «Бамбино», и Далида получила свой первый Золотой диск. Дальше последовали её хиты «Гондольер» (Gondolier), «Как прежде» (Come prima), «Прощай, прощай Малышка» (Ciao, ciao Bambina). Далида получает бесчисленные музыкальные награды, а её имя и фото не сходят с обложек журналов. Она совершает турне по всей Франции, а затем и Европе.

8 апреля 1961 года Далида вышла замуж за Люсьена Морисса, к тому времени их роман продолжался уже 5 лет.

У Далиды очень плотный рабочий график, Люсьен не дает ей ни минуты отдыха. Это отражается на их семейной жизни: отношения становятся напряженными, молодая жена чувствует себя покинутой. Через несколько месяцев после свадьбы, во время поездки с друзьями в Канны, она знакомится с Жаном Собьески. Любовь вспыхивает с первого взгляда. Далида все больше отдаляется от Люсьена. Она признает, что обязана ему своей карьерой, но в личной жизни хочет снова обрести свободу. Молодому супругу непросто смириться с этим.

Далида наслаждается жизнью с новым возлюбленным, но ни на секунду не забывает о работе. Францию захлестывает волна певцов “yeh-yeh”. В декабре 1961 года Далида снова выходит на сцену Олимпии, зал которой вмещает более двух тысяч зрителей. Успех вовсе не гарантирован: она уже не начинающая певица, и рассчитывать на снисхождение публики не приходится. И тем не менее ее выступление превращается в триумф. Для певицы и поклонников ее таланта это большая победа. В течение месяца она дает концерты в Олимпии, а затем отправляется в очередное турне: ее путь лежит через Гонконг и Вьетнам, где к ней относятся очень трепетно.

Летом 1962 года Далида выносит на суд публики новую песню, “Petit Gonzales”. Прием восторженный, успех не покидает ее. В этом же году она обустраивается на Монмартре, в одном из самых популярных кварталов Парижа. Ее новый дом похож на замок Спящей Красавицы, возвышающийся над городом.

Официально оформив развод с Люсьеном Морисом и окончательно перебравшись на новое место, она в конце концов расстается с Жаном Собьески. Ей необходимо время, чтобы разобраться в себе. Постепенно Далида преображается, набирается жизненного опыта, ее вкус становится более утонченным, она постоянно работает над собой, очень много читает. 4 августа 1964 года знаменует собой рождение нового образа певицы, превращение ее в блондинку.

3 сентября 1964 года она снова в Олимпии. По результатам опросов Далида – самая популярная певица во Франции, ей удалось выжить в окружении исполнителей в стиле “yeh-yeh” и сохранить любовь европейских зрителей. В 1965 году Далида представляет песню “La danse de Zorba” Микиса Теодоракиса, автора музыки к новому нашумевшему фильму “Грек Зорба”. И снова успех. Певица мечтает создать семью с достойным человеком, но кандидатов пока нет. Все свое свободное время, между гала-концертами и студийными записями, она посвящает работе над песнями. В конце 1966 года продвижением карьеры Далиды начинает заниматься ее младший брат Бруно, взявший в качестве творческого псевдонима имя старшего брата Орландо. Их двоюродная сестра Рози становится секретарем певицы. Отныне Далида работает в окружении близких.

В октябре 1966 года итальянская звукозаписывающая фирма RCA представляет Далиде очень талантливого начинающего композитора-исполнителя Луиджи Тенко. Темпераментный молодой человек, резко критикующий современные нравы, производит на певицу сильное впечатление. В RCA разрабатывают новую рекламную кампанию для итальянского рынка и решают, что Далида должна участвовать в Фестивале в Сан-Ремо. Луиджи берется написать для ее выступления песню. Подготовка подразумевает тесное общение, в пылу работы между ними вспыхивает страсть. Они решают вместе представлять новую песню, “Ciao Amore”, на гала-концерте Фестиваля в январе 1967 года. Атмосфера накалена: Далида – признанная звезда в Италии, а Луиджи Тенко лишь начинающий певец и композитор. Своим близким они объявляют, что в апреле собираются пожениться. Увы, сбыться этому не суждено. Заключительный вечер Фестиваля оборачивается трагедией. Луиджи крайне возбужден. От алкоголя и транквилизаторов ему становится только хуже. Он не может смириться с тем, что ни он, ни Далида не получили призового места. Он обвиняет жюри Фестиваля в предвзятости и продажности. Испытывая отвращение к происходящему, чувствуя себя непонятым, он кончает жизнь самоубийством в номере отеля. Далида убита горем. Спустя несколько месяцев, в отчаянии, она тоже пытается покончить с собой, приняв большую дозу снотворного.

Это поворотный этап в карьере певицы, начало “периода Мадонны”, выходящей к зрителям в белом платье до пят. Пресса называет ее “Святой Далидой”, публика, похоже, бесконечно преданна ей. Время легких песенок а-ля “Bambino” прошло. Далида много читает, интересуется философией, с упоением изучает труды Фрейда, осваивает основы йоги. Отныне весь смысл жизни заключается для нее в самосовершенствовании. Однако она ни на секунду не забывает о работе: возвращается в Италию, где участвует в популярной телепередаче, а 5 октября 1967 года снова выходит на сцену Олимпии, и публика становится свидетелем ее триумфального возрождения. Весной 1968 года Далида отправляется в новое заграничное турне и в Италии получает высшую награду среди исполнителей, Canzonissima.

В стремлении к самопознанию Далида совершает несколько поездок в Индию, чтобы следовать наставлениям мудреца. Одновременно с этим она начинает курс психоанализа по методу Юнга. Казалось бы, все это должно было отдалить ее от мира шоу-бизнеса, но она ни на миг не забывает о карьере, и в августе 1970 года ее новая песня, “Darla dirladada”, становится очередным хитом. Осенью того же года, на одной из передач итальянского телевидения, она знакомится с Лео Ферре и по возвращении в Париж записывает его песню “Avec le temps” с намерением добиться ее широкого признания у публики. Отныне она решает выбирать для исполнения только красивые поэтические тексты, интересные по содержанию. Бруно Кокатрикс, владелец Олимпии, не верит в ее новый репертуар. Видя его нерешительность в выборе даты для ее выступлений, Далида решает сама снять у него концертный зал – на три недели в конце 1971 года. Ей бы очень хотелось рассчитывать на моральную поддержку Люсьена Мориса, который вывел ее на Олимп, но он покончил с собой в сентябре 1970 года. Перед выходом на сцену певицу терзают страшные сомнения. И напрасно, успех сокрушительный, снова успех.

В 1973 году Далида и Ален Делон, добрые друзья с незапамятных времен, пережившие в 1960-е годы период бурных романтических отношений, сохранившие об этом времени самые теплые воспоминания и понимающие друг друга с полуслова, записывают дуэт “Paroles paroles”. Всего за несколько недель он поднимается на верхнюю строку хит-парадов во Франции, Европе и Японии. В начале 1970-х годов профессиональная жизнь певицы особенно разнообразна. Далида находит все больше возможностей для творческого роста, окрыленная заботой и вниманием своего нового возлюбленного, человека со странностями, но безгранично преданного ей, Ришара Шанфре, который представляется всем как “граф Сен-Жермен”. Рядом с ним она снова обретает вкус к жизни. Карьера певицы выходит на новый виток, “звезды Голливуда”: яркие концертные номера ставятся так, чтобы в полной мере раскрыть о