Лев Валерьянович Лещенко (родился 1 февраля 1942, Москва) — певец, народный артист РСФСР (1983). Его мать Клавдия Петровна Лещенко умерла, когда сыну едва исполнился год. Помогали воспитывать Лёву бабушка и дед, а с 1948 года вторая супруга отца — Лещенко Марина Михайловна (1924—1981).

Его детские годы прошли в Сокольниках. Здесь он начал посещать хор Дома пионеров, секцию плавания, кружок художественного слова и духовой оркестр. В дальнейшем по настоянию хормейстера бросает все кружки и начинает заниматься пением всерьёз, выступает на школьной сцене с исполнением в основном популярных песен Утёсова.

Свою самостоятельную трудовую деятельность Лев Лещенко начал сразу после окончания школы, поступив рабочим сцены в Государственный академический Большой театр СССР (1959—1960). Затем, до призыва в армию, работает слесарем-сборщиком на заводе точных измерительных приборов (1960—1961).

Воинскую службу проходил в танковых войсках в составе Группы советских войск в Германии. 27 января 1962 года командование части, узнав способности рядового Льва Лещенко, направляет его в ансамбль песни и пляски, он становится солистом ансамбля и получает предложение остаться на сверхсрочную службу. Лев с удовольствием брался за всё, что ему предлагали: пел в квартете, исполнял сольные номера, вёл концерты и читал стихи. Этот год можно смело назвать началом творческой карьеры. В свободное время готовился к экзаменам в театральный институт.

В сентябре 1964 года Лев Лещенко, успешно сдав экзамены, становится студентом ГИТИСа. Начинается интенсивная учёба в самом знаменитом театральном вузе страны. С этого же года начинается работа в Москонцерте и стажёрской группе театра Оперетты. Во время летних каникул, как правило, Лев путешествует — гастролирует с концертными бригадами по СССР.

В 1969 году Лев Лещенко становится полноправным членом коллектива Московского театра оперетты. Здесь он играет много ролей, но Лещенко-артист, зная цену своему певческому дару, хочет настоящей большой работы. И эту возможность он получает 13 февраля 1970 года: успешно пройдя конкурс, Лев Лешенко становится солистом-вокалистом Гостелерадио СССР.

Начинается интенсивная творческая деятельность: обязательные выступления у микрофона радио и фондовые записи романсов, народных и советских песен, вокальных сочинений зарубежных композиторов, партия Порги в опере Д. Гершвина «Порги и Бесс», первая запись с Большим симфоническим оркестром под управлением Г. Рождественского в оратории Р. Щедрина «Ленин в сердце народном», записи с эстрадно-симфоническим оркестром под управлением Ю. В. Силантьева.

В марте 1970 года Лев Лещенко становится победителем — лауреатом IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Его популярность значительно возрастает. Немногие передачи, тематические программы или обозрения на радио и телевидении, редкие концерты в Колонном зале обходятся без его участия. Десятки записей легли на полки фонотеки Дома звукозаписи.

В 1972 году Лев Лещенко удостаивается звания лауреата конкурса в Болгарии «Золотой Орфей». В том же 1972 году он получает первую премию на очень престижном в то время фестивале в Сопоте с песней «За того парня».

Победа на Сопотском фестивале породила моду на Льва Лешенко, он становится знаменитым. В 1973 году Льву Лещенко было присвоено звание лауреата премии имени Московского комсомола и Ленинского комсомола.

Новый импульс популярности певцу принесла песня В. Харитонова и Д. Тухманова «День Победы», исполненная им впервые в год 30-летия Победы, и которую сам певец до сих пор считает одним из самых принципиальных своих достижений.

В 1977 году уже признанному мастеру эстрады. Льву Лещенко было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР, а в 1978 году Александра Пахмутова вручила певцу премию имени Ленинского комсомола.

В 1980 году он был награждён орденом Дружбы народов, в 1983 году за выдающиеся заслуги Льву Лещенко было присвоено звание Народного артиста РСФСР, а в 1985 году его наградили орденом «Знак Почета».

Многие шлягеры, ставшие теперь уже классикой отечественной эстрады, исполнил именно Лев Лещенко. В последующие годы к ним добавились сотни других ставших популярными песен. Можно перечислить лишь некоторые из них: «Белая берёза» (В.Шаинский -Л.Овсянникова), «Не плачь девчонка» (В.Шаинский — В.Харитонов), «На земле живет любовь» (В.Добрынин — Л.Дербенев), «Я вас люблю, столица» (П.Аедоницкий — Ю.Визбор), «Татьянин день» (Ю.Саульский — Н.Олев), «Любимые женщины» (С.Туликов — М.Пляцковский), «Старый клён» (А.Пахмутова — М.Матусовский), «Нам не жить друг без друга» (А.Пахмутова — Н.Добронравов), «Соловьиная роща» (Д.Тухманов — А.Поперечный), "Притяжение Земли " (Д.Тухманов — Р.Рождественский), «Ни минуты покоя» (В.Добрынин — Л.Дербенев), «Родная Земля» (В.Добрынин — В.Харитонов), «Вьюга белая» (О.Иванов — И.Шаферан), «Горький мёд» (О.Иванов — В. Павлинов), «Где же ты была» (В.Добрынин — Л.Дербенев), «Родительский дом» (В.Шаинский — М.Рябинин), «Старые качели» (В.Шаинский — Ю.Янтарь), «Где мой дом родной» (М.Фрадкин — А.Бобров), «Городские цветы» (М.Дунаевский — Л.Дербенев), «Свадебные кони» (Д.Тухманов — А.Поперечный), «Травы луговые» (И.Дорохов — Л.Лещенко), «Старинная Москва» (А.Николький), «Ах, как жаль» (А.Никольский), «Вы уходите» (А.Никольский), «Господа офицеры» (А.Никольский), «Аромат любви» (А.Укупник — Е.Небылова), «Были юными и счастливыми» (М.Минков — Л.Рубальская), «Тонечка» (А.Савченко — В.Баранов), «Последняя встреча» (И. Крутой — Р.Казакова), «Запоздалая любовь» (А.Укупник — Б.Шифрин), «Последняя любовь» (О.Сорокин — А.Жигарев), «Почему ты мне не встретилась» (Н.Богословский — Н.Доризо) и многие, многие другие.

В 1980—1989 годах Лев Лещенко продолжает интенсивную концертную деятельность в качестве солиста-вокалиста Государственного концертно-гастрольного объединения РСФСР «Росконцерт».

В 1990 году он создал и возглавил театр эстрадных представлений «Музыкальное агентство», которому в 1992 году был присвоен статус государственного. Основной вид деятельности театра — организация гастрольно-концертных мероприятий, презентаций, творческих вечеров. На сегодняшний день «Музыкальное агентство» объединяет несколько крупных коллективов, а также сотрудничает практически со всеми звёздами эстрады, как России так и в странах ближнего зарубежья. За эти годы театром был поставлен и снят музыкальный телефильм «Военно-полевой романс», видеофильм «Юбилей… Юбилей… Юбилей…» и юбилейная программа Давида Тухманова «По волне моей памяти», программа «10 лет МЧС России». Состоялась премьера музыкального телешоу «STAR и млад».

Более 10 лет Лев Валерьянович преподает в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия имени Гнесиных). Многие его ученики стали известными артистами эстрады: Марина Хлебникова, Катя Лель, Ольга Арефьева, Варвара и многие другие.

За годы творческой деятельности Львом Лещенко выпущено свыше 10 пластинок, компакт-дисков и магнитоальбомов. Среди них: «Лев Лещенко», «Лев Лещенко» (1977), «Притяжение земли» (1980), «Лев Лещенко и группа „Спектр“» (1981), «В кругу друзей» (1983), «Что-нибудь для души» (1987), «Белый цвет черемухи» (1993), «Лучшие песни Льва Лещенко» (1994), «Ни минуты покоя» (1995), «Аромат любви» (1996), «Воспоминания» (1996), «Мир грёз» (1999), «Простой мотив» (2001), а также свыше 10 миньонов. В исполнении Льва Лещенко записаны также десятки песен на сборных и авторских пластинках композиторов.

В 1999 году на площади Звезд ГЦКЗ «Россия» заложена именная звезда Льва Лещенко.

В 2001 году была издана книга Льва Лещенко «Апология памяти», в которой артист рассказывает о своей жизни и своих современниках — выдающихся людях искусства, спорта и политики.

1 февраля 2002 года Лев Лещенко был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV Степени.

Голос Льва Лещенко — мягкий, объёмный низкий баритон, мужественного бархатного тембра. В молодости и в среднем возрасте Лев Лещенко имел очень высокую популярность как за счёт великолепного голоса, так и за счёт чрезвычайно приятной внешности. Лещенко всегда отличался хорошей фигурой, скромной, даже несколько застенчивой манерой поведения на сцене, мягкими красивыми и изящными чертами лица, а также особой мягкой, очень доброй и обаятельной улыбкой. Даже явно выраженная шепелявость не портит впечатления, которое артист оказывает своими выступлениями. Этот его имидж оттеняется и контрастирует с резкой, напористой, гротескной манерой сценического поведения Владимира Винокура, с которым Лещенко часто выступает в дуэте.